Академия проблем качества РФ
Московское региональное отделение
www.apkmos.ru
117418, Москва, Нахимовский пр-т, 31
e-mail: ApK-M@mail.ru
тел.: 8(495) 668 29 84

Доклад Яцушко

Роль таможенно- логистических терминалов в ускорении перемещения товаров от экспортеров к импортерам в  Российской Федерации и Украине

А.Н. Яцушко, к.ю.н. Российская таможенная  академия

 
Внешнеэкономическая деятельность (далее ВЭД), в том числе внешняя торговля, являясь продолжением производственной деятельности, способствует обмену продуктами национального производства, укреплению мира и дружбы между народами, созданию кооперационных и других связей между экономиками разных стран, их развитию. Поэтому мировое сообщество ищет пути облегчения мировой торговли, повышения ее эффективности. Важную роль в повышении эффективности внешнеторговой деятельности государств, а через нее и всего социально- экономического развития играет снижение затрат участников ВЭД на транспортные, погрузочно – разгрузочные, складские операции с товарами. Этому способствуют также ускорение, упрощение таможенных операций, осуществляемых при пересечении товарами и транспортными средствами таможенных границ в пунктах пропуска, при транзите, таможенном декларировании, таможенном и другом государственном контроле. С этой целью в последнее время используются технические средства таможенного контроля (ТСТК), в том числе инспекционно- досмотровые комплексы (ИДК), система управления рисками (СУР), информационные и новые таможенные технологи - предварительное информирование, электронное декларирование, удаленный выпуск. Эффективно решать вышеуказанные задачи в интересах участников ВЭД и в интересах обеспечения соблюдения таможенного, налогового и иного законодательства с использованием указанных технологий можно в период пребывания товаров на таможенно- логистических терминалах[1].

Таможенно- логистический терминал (ТЛТ) – это комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого осуществляется таможенный контроль, другие виды государственного контроля товаров и транспортных средств, а также оказываются услуги, связанные с таможенным декларированием, хранением, транспортировкой вглубь страны товаров и транспортных средств, иные  сопутствующие услуги. ТЛТ расположены в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации и относятся к транспортно – логистической системе определенного региона, считаются основой для развития таможенной инфраструктуры.

Понятие ТЛТ можно разделить на две составляющие: коммерческую и таможенную. К коммерческой составляющей можно отнести осуществление услуг, связанных с транспортировкой, хранением, таможенным декларированием товаров. Для оказания коммерческих услуг на территории ТЛТ расположены склады, офисные здания, стоянки для транспортных средств, а также объекты, на территории которых оказываются сопутствующие услуги (пункты питания, гостиницы, страховые компании и т.д.). К таможенной составляющей относятся услуги, связанные с выполнением государственных функций по таможенному контролю товаров, обеспечению соблюдения  запретов и  ограничений, начислению, взиманию и перечислению таможенных платежей в  бюджет государства и др.

Основой для таможенной составляющей, а также для формирования и развития ТЛТ, являются склады временного хранения (СВХ). На базе СВХ должен располагаться таможенный орган (таможенный пост). В случае создания двух и более ТЛТ в регионе деятельности одного таможенного органа на каждом из них должно присутствовать его структурное подразделение. При размещении таможенного поста предпочтение отдается месту, которое имеет наибольшее приближение к пункту пропуска. На других СВХ предполагается создавать его структурные подразделения. Также для выполнения государственных функций на территории ТЛТ могут создаваться таможенные склады, располагаться стационарные технические средства таможенного контроля, таможенные лаборатории, научно- исследовательские учреждения, учебные заведения профессионального и дополнительного образования,  представители других видов государственного контроля. Отвечающий указанным требованиям СВХ позволяет повысить качество и ускорить осуществление всех видов государственного контроля в отношении значительного объема товаров и транспортных средств.

Учитывая рекомендации Всемирной  таможенной организации о внедрении в деятельность таможенных  органов прогрессивных  технологий, Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р, было определено, что в целях реализации новых подходов в работе таможенных органов России необходимо осуществить мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования, одним из которых является создание современных ТЛТ. ТЛТ стали создаваться также с целью реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, одобренной решением коллегии ФТС от 29 .08.2008 г. Цель данной Концепции – защита экономических интересов России и ее товаропроизводителей, оптимизация процессов таможенного оформления и совершенствования таможенного администрирования, развитие приграничных регионов страны, в том числе создание новых рабочих мест, развитие сферы услуг и транспортного сообщения, снижение нагрузок на крупные города[2].

В соответствии с критериями определения расположения ТЛТ они должны располагаться в пределах полосы местности шириной до 30 километров от линии таможенной границы по пути следования транспортных средств из пункта пропуска в глубь страны на прилегающей к дорожной артерии территории или находящейся от нее на расстоянии не более двух километров. В отдельных случаях основой для ТЛТ могут стать действующие СВХ, которые располагаются на расстоянии более 30 километров от линии таможенной границы. Вопрос о создании ТЛТ вблизи  пунктов пропуска, через которые перемещаются не более 20 грузовых транспортных средств в сутки в обоих направлениях, решается в каждом конкретном случае ФТС.
Реализация положений Концепции в подобных пунктах пропуска допускается путем создания ТЛТ на пересечении транспортных артерий. Это позволяет обеспечить развитие дорожной инфраструктуры в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р.
В Концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к Государственной границе РФ, предусмотрено, что совершенствование таможенного администрирования должно осуществляться за счет внедрения в практику таможенного дела новых технологий - внедрение института предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах, использования полнофункциональной модели системы управления рисками с актуализированной ценовой информацией о ввозимых товарах в соответствием с особенностями конъюнктуры мирового рынка на момент осуществления соответствующей процедуры контроля, возможности осуществления декларирования товаров и представления документов в электронной форме и др. В ней предусмотрено инфраструктурное развитие приграничных субъектов Российской Федерации, снижение транспортной нагрузки на крупные города страны, вызванной возрастающим внешнеторговым оборотом, обеспечение взимания в полном объёме обязательных к уплате таможенных платежей.

Концепция в равной степени распространяется как на ввозимые, так и на вывозимые товары.
Таможенные операции, связанные с  декларированием, помещением товаров под  таможенные процедуры и выпуском товаров, непосредственно в пунктах пропуска не осуществляются (за исключением установленных случаев). Как правило, таможенное декларирование и таможенный контроль после выезда из зоны  таможенного контроля пункта пропуска должны производиться на ТЛТ, расположенных в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Предполагалось сохранить действующий порядок выполнения таможенных операций и таможенного контроля в местах, максимально приближенных к местонахождению получателей или их потребителей и производителей, в отношении определенной группы товаров. Этот порядок касается: 1) сырья, ввозимого российскими промышленными предприятиями, для обеспечения бесперебойного их функционирования с учётом непрерывного технологического цикла; 2) экспресс-грузов; 3) культурных ценностей; 4)товаров, перемещаемых в рамках инвестиционных проектов, реализуемых при поддержке Правительства Российской Федерации, и товаров, перемещаемых в адрес участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых установлены специальные упрощённые процедуры таможенного оформления;5) драгоценных металлов и драгоценных камней; 6)делящихся и радиоактивных материалов; 7) ядохимикатов; 8) взрывчатых веществ; 9) товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования в несопровождаемом багаже, а также пересылаемых в международных почтовых отправлениях; 10) товаров, в отношении которых устанавливаются таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (в том числе на выставки по карнетам АТА), свободной таможенной зоны (свободного склада) при их перемещении резидентами особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типа; 11) товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической помощи, а также для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.

Таможенное операции в отношении товаров, которые требуют особых условий хранения и (или) для выполнения которых необходимы специальные знания (фармацевтические, лекарственные средства, скоропортящиеся продукты питания, живые животные, подакцизные товары, объекты экспортного контроля, продукция военно-технического сотрудничества и др.), в приграничных субъектах Российской Федерации предполагалось выполнять после решения ряда проблем: развития специализированной таможенно-логистической инфраструктуры, создания соответствующего экспертно-аналитического потенциала, способствующего качественному выполнению функций таможенных органов по обеспечению соблюдения запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, а также укомплектования таможенных органов специалистами, обладающими необходимой квалификацией.

Предполагалось, что таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. . Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и таможенного контроля, будут приниматься после доработки таможенных технологий любым таможенным органом, правомочным осуществлять такие действия.

Строительство, оборудование и оснащение ТЛТ должно производиться бизнес-сообществом в рамках государственно-частного партнёрства в соответствии с требованиями государственных контролирующих органов.
Не предполагалось длительное хранение товаров под таможенным контролем на таможенно-логистических терминалах. Указывалось, что в случае необходимости Правительство Российской Федерации определяет специализацию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Таможенные операции и таможенный контроль товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, должны производиться с учётом видов транспорта, которым перемещаются товары. В первую очередь это касалось автомобильного транспорта. Впоследствии этот порядок предполагалось распространить и на товары, перевозимые железнодорожным и морским транспортом.
В порядке реализации принятых решений в ФТС и региональных таможенных управлениях началась организационная работа по их выполнению, в том числе по определению необходимости создания и конкретных мест дислокации ТЛТ.

По сообщению ФТС, опубликованному в Интернет 26.05.2010 г., ФТС России утвердила перечень из 50 терминалов, создаваемых в рамках формирования Таможенного союза. «Утвержденный перечень ТЛТ, создание которых необходимо в первоначальном порядке, содержит 50 позиций»,- сказано в пресс-релизе. Из них в ЦТУ планировалось организовать 10 терминалов, в Северо- Западном – 13, Южном – 11, Уральском – 2, Приволжском – 1, Сибирском – 11, Дальневосточном – 2.

На указанный период были готовы к работе 19 терминалов. К концу 2010 г. планировалось подготовить 8 терминалов, в 2011 г.- 3. Сроки создания остальных не  были намечены. Были также определены 19 таможенных органов, которые располагаются или будут располагаться на существующих и создаваемых ТЛТ.

По состоянию на середину 2012г. вблизи границы России с Украиной функционировали следующие ТЛТ: Троебортновский, Новоюрковичский (в Брянской области), Крупецкий, Суджанский (в Курской области), Грайворонский, Нехотеевский, Шебекинский (в Белгородской области), Новошахтинский, Донецкий (в Ростовской области). Проведенный научно- исследовательским центром Российской таможенной академии анализ данных о характеристиках структуры и деятельности этих ТЛТ свидетельствует, что система таможенных органов России продолжает создавать условия для облегчения внешней торговли  и успешного участия в обеспечении экономической безопасности страны, Таможенного союза и Единого экономического пространства. Это будет способствовать и интеграции экономик Украины и России, укреплению их связей с экономиками стран ЕС и других региональных группировок.

Для более детального выяснения роли ТЛТ, расположенных на российско- украинской границе, рассмотрим некоторые предпосылки интеграции Украины и России.
Проблема интеграции на постсоветском пространстве, в том числе сближения экономик российского, украинского, белорусского, казахстанского и других национальных государств, возникших после искусственного развала СССР, в настоящее время и в перспективе является важной, актуальной и требующей скорейшего решения. Это должны понимать народы и политики, прежде всего Украины и России, в том числе и сотрудники таможенных органов этих государств и других стран, намечавших создавать единое экономическое пространство на территории бывшего СССР. Для этого имеется не только острейшая необходимость, но и объективные исторические, экономические, социальные и другие предпосылки[3].

За годы совместного пребывания в составе Киевской Руси, Российской империи и СССР между славянскими племенами, впоследствии ставшими основой украинской, белорусской и русской наций, возникли устойчивые отношения на основе географической близости занимаемых ими территорий, связывающих их речных и других  транспортных путей, общих целей во внешней и внутренней политике, взаимодополняемости используемых природных ресурсов, развиваемых отраслей экономики в РСФСР, УССР и  БССР, христианской религии, близости культур, многочисленных заключаемых браков между представителями разных национальностей, родственных, творческих и других связей и т.д. Ими были одержаны победы во многих завоевательных походах и оборонительных войнах досоветского периода, и особенно вместе с другими народами важнейшей победы в Великой Отечественной войне, достигнуты общие большие  достижения во всех сферах общественной жизни. Особенно это относится к 50 - середине 80-х гг. ХХ века, хотя в истории было и немало поражений и проблем. Тем не менее стабильность и предсказуемость условий жизни, работы, отдыха, получения бесплатного жилья, образования, медицинской помощи, пенсионного обеспечения, низкие цены на продовольственные и промышленные товары, низкие транспортные тарифы, национальное равноправие, поддержка культуры всех народов, населяющих СССР, успешная борьба с преступностью, воспитание народа в духе интернационализма и любви к отечеству на основе положительных примеров создавали позитивный настрой у подавляющей части населения страны, стремление развивать соревнование и добиваться высоких показателей в труде.

Благодаря этому экономика Украины, России и других союзных республик  развивалась, планы выполнялись и перевыполнялись, внешняя торговля активно велась странами СЭВ, многими странами Африки, Азии и Кубой, с некоторыми развитыми странами развивалась, хотя и не всегда с выгодой для нашей страны. Являясь второй экономикой на планете (после  экономики США) по объему  выпускаемой продукции, советская экономика  представляла единый народно- хозяйственный комплекс, в котором РСФСР  вносила в общий результат наибольший  вклад- 61% национального  дохода СССР в 1985- 1990гг.

Так, в 1975г.продукция экономики УССР составляла 18% национального дохода СССР, в том числе промышленная продукция Украины составляла 50,5%. Украина оставалась важной угольно- металлургической базой Союза, дающей стране уголь, кокс, железную, марганцевую, никелевую руду, чугун, сталь, ферросплавы, стальной прокат, трубы. Различные машины, приборы, продукция всех отраслей промышленности и сельского хозяйства направлялись в плановом порядке во все концы Советского союза. Взамен в порядке кооперации на Украину поступала нужная ей продукция, обеспечивая  ритмичную работу предприятий, занятость населения, динамичное развитие всей экономики, социальной сферы, уверенность в  будущем.

Вследствие искусственного развала Союза и выхода из него РСФСР, УССР и БССР, а затем и других республик последовал почти полный коллапс их экономик.В течение всего постсоветского периода вУкраине наблюдалось непрерывное падение ВВП. В 2000г. ВВП Украины составлял 37%  от уровня 1992г. и 30% от уровня 1999 г. Выпуск промышленной продукции составлял в 1999г. 42% от  уровня 1990г[4].

В России в 1997г. ВВП составлял 59,4 % от показателя 1990г., а доля промышленной продукции -48,5% от показателя 1990г[5]. Состояние экономики России в этот период подробно освещено в монографии автора[6].

Сложившаяся ситуация явилась во многом следствием распада единого народно-хозяйственного комплекса, кооперационных и других связей, обманного насаждения в России дикого капитализма. Это привело к  остановке  многих предприятий из-за отсутствия сырья и комплектующих, запчастей и государственного финансирования, падению спроса на их продукцию, к скачкообразному росту цен, гиперинфляции, прекращению выплат зарплат, пенсий, резкому падению жизненного уровня подавляющей части населения.. Резкое снижение доходов и отсутствие дешевых отечественных товаров вызвали торговлю рухлядью на рынках, вытеснение отечественной продукции импортной, развал системы здравоохранения и обеспечения лекарствами, распространение наркомании, алкоголизма, возникновению стрессовых перегрузок, резкое увеличение  заболеваний и высокую смертность при низкой рождаемости, резкое снижение уровня всех видов экономической безопасности, в том  числе и продовольственной безопасности[7].

Такие же процессы наблюдались и на Украине в 90-е годы.
Ослабление органов государства сопровождалось расхищением будущими олигархами российских нефтепродуктов, металлов, культурных и исторических ценностей, других видов национального богатства и их контрабандным вывозом за неохраняемые бывшие административные, но ставшие государственными, границы России. Появившимися «бизнесменами» и «челноками» без всякого контроля ввозились наркотики, оружие, спирт и алкогольные напитки, различные дефицитные товары. Страна несла  колоссальный ущерб.

В целях прекращения этой  анархии и установления государственного контроля за перемещением товаров через  границы России 25 октября 1991 г. был создан Государственный таможенный комитет РСФСР и система  таможенных органов в виде  региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. В Украине возникла  Мытная служба. Аналогичные органы появились и в других государствах- бывших республиках СССР. Таможенные службы стали эффективным инструментом наполнения национальных бюджетов. В начале 90-х годов российская таможенная служба вносила в федеральный бюджет 15%, постепенно наращивая свой вклад до нынешних 50 – 54%. Хотя этот показатель свидетельствует о неблагополучии в национальном производстве, но внешняя торговля, экспорт  энергоресурсов, металлов, удобрений, леса и различного сырья и импорт соответствующих продуктов питания, сырья, одежды, обуви, лекарств, различной техники, а также таможенная и налоговая службы спасли Россию и Украину от голода, дефицита товаров, от полного коллапса национальной  экономики и всех сфер государственной и общественной жизни. Участвуя в транспортном, экспортном, радиационном, санитарно- карантинном, ветеринарном, фитосанитарном, валютном контроле, обеспечивая соблюдение таможенного, налогового, валютного и иного законодательства, регулирующего перемещение товаров, транспортных средств, людей и животных через таможенную границу, таможенная служба участвует в обеспечении национальной безопасности и ее видов (государственной, экономической, социальной, информационной, экологической, радиационной и др.), выявляя и пресекая контрабандное перемещение наркотиков, ядов, взрывчатых, отравляющих, ядерных излучений, оружия и боеприпасов и т.д., нарушение прав субъектов  интеллектуальной собственности.

Несмотря на некоторые колебания во взаимной торговле между Россией и Украиной после их выхода из СССР, в целом она развивалась, хотя могла бы быть более динамичной, так как обе страны нуждаются в использовании возможностей друг друга.
Масштабы внешней торговли между Россией и Украиной и возможности для ее развития видны из следующих фактов.
Товарооборот  Украины с Россией за 2004- 2007г. изменился с 18014,1 в 2004г. до 29505,9 млн долл., экспорт –с 5886,2 до 12 668,3 млн .долл., импорт – с 12127,9 до 16837,6 млн. долл. В 2008г.товарооборот составлял 39786, 6 млн. долл., экспорт России в Украину составлял 23551,4 млн. долл., а импорт из нее- 16235,2 млн долл[8].

Структура экспорта Украины в Россию в 2007г. включала продукцию машиностроения - 37,7%, продукцию металлургической промышленности – 28,7%, продовольственную продукцию (мясо КРС, масло, сливки, сыры, какао, рыбные консервы, сахар, мука, крупы, зерновые культуры, масло подсолнечное, соль, табак и табачные изделия -11,5%. Кроме этого экспортировались лес, бумага, целлюлоза- 3,6%, продукция легкой промышленности.- 0,9%, другие товары – 1,8%.
Кстати, экспорт Украины в Евросоюз состоит в основном из сырьевых товаров из-за неконкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности[9].
Структура импорта Украины из России в 2007г. включала энергоносители –46,8%, продукцию машиностроения -20,3% , продовольственную продукцию – 12,4%,
продукцию химической промышленности – 9,4%.

Важное значение в экспортно- импортных и других связях Украины и России имеет сотрудничество между областями и отдельными предприятиями.

Так, например, в июне 2002г. был подписано трехстороннее соглашение между Администрацией Брянской области РФ, Гомельским областным исполнительным комитетом РБ и Черниговской областной государственной администрацией Украины о торгово- экономическом, научно – техническом и культурном сотрудничестве. Стремление активнее и глубже развивать интеграционные процессы с европейскими структурами привело к созданию в апреле 2003г. приграничного сообщества «Еврорегион «Днепр», в которое входят Брянская область РФ, Черниговская область Украины и Гомельская область РБ.

В 2007г. Брянская область была лидером среди регионов России по  числу заключенных соглашений о сотрудничестве с областями Украины- их  было 20, в том числе соглашения с Житомирской и Сумской областями. Она участвовала в совместных выставочных мероприятиях, ярмарках и форумах, проходивших в Сочи, Москве, Туле, Смоленске, Сумах, Гомеле, Чернигове, Республике Словения и др.

Из общего экспорта Брянской области в 2007г. во все страны СНГ в объеме 254 млн. долл. доля экспорта области в Украину равнялась 67,6 млн. долл.(21,5% всего экспорта области), в Беларусь – 96,2 млн.долларов(30,5%), в Молдавию – 38,8 млн. долл.(12,3%), в Казахстан - 38,8 млн. долл.(12,3%), в Литву -9,8млн. долл.(3,1%).
Доля  импорта Украины в Брянскую область составляла 562,9 млн долл.(60,9%  всего импорта), Беларуси 159,1 млн долл.(17,2%), Германии -57,7 млн. долл.(6,3%), Италии -24,4 млн. долл.(2,6%), Молдавии- 13,8 млн. долл.(1,5%)[10].
Другие области России, входящие в еврорегионы «Слобожанщина», «Донбасс» и др., также активно сотрудничают в сфере  ВЭД, инвестиционной и производственной  деятельности с Украиной, в первую очередь на уровне отдельных предприятий и компаний[11].

Согласно данным Госкомстата Украины, на 1 апреля 2008г. доля России в аккумулированных прямых инвенстициях в украинскую хозяйственную систему составляла  1844,8 млн. долл.(5,6 % общего объема инвестиций). В 2007г. они составляли 1462,2 млн. долл. Капиталы в 2007г. вкладывались в 1923 украинские предприятия. В свою очередь Украина инвестирует в предприятия пищевой, машиностроительной и металлургической отраслей, целлюлозно- бумажного комплекса, российских предприятий черной металлургии. В частности, «Укрпроминвест» владеет 78% акций  Липецкой кондитерской фабрики, компания «Конти» организовала выпуск конфет на приватизированной Курской кондитерской фабрике. На российском рынке успешно  функционируют украинские водочные компании- УВК «Nemiroff», группа компаний  «Союз- Виктан», украинско- датская компания «Имидж-Холдинг» (собственник компании «Хортица»). Украинско- российская группа «Привет» владеет акциями таких предприятий, как  Алапаевский металлургический  завод, «Азот», Алтайский коксохимический завод. Общими усилиями украинской компании «Богдан» и ЗАЗ (корпорация «УкрАвто») начато строительство автосборочного комплекса стоимостью более 700 млн. долл. в Нижегородской области.

Значительная часть общих разработок ученых Украины и  России сосредоточена в ракетно- космической и авиастроительных сферах производства. В рамках двусторонних связей осуществляется около 40% и более научных исследований[12].

В Украине есть предприятия, в общем производстве которых часть внешнеторговых операций составляет более 50%. Некоторые из них тесно связаны с предприятиями России и других стран СНГ.
Вышеуказанные факты свидетельствуют, что в условиях существования развивающейся внешней  торговли, совместного производства товаров, наличия  потребности в товарах партнеров, а также транзитных перевозок через  таможенные территории Украины и Таможенного союза собственных товаров и товаров третьих стран на общих таможенных границах Таможенного союза и Украины должны будут формироваться интенсивные товаропотоки с использованием всех основных видов  транспорта, потребуется создавать условия для скорейшего перемещения товаров от экспортеров к импортерам.

В настоящее время протяженность российско- украинской границы составляет 2295,04 км, украинско – белорусской – 1084,2 км. Всего общая граница Украины с Таможенным союзом составляет 3379,24км. На украинско – российском участке государственной границы имеется 25 автомобильных пунктов пропуска (АПП), 9 железнодорожных  пунктов пропуска(ПП), 1 паромная переправа. В том числе на границе Черниговской области с РФ имеется 3 АПП; на границе Сумской области – 6 АПП, 3 железнодорожных ПП; на границе Харьковской области – 4 АПП, 3 ж.д. ПП; на границе Луганской области – 9 АПП, 2 ж.д. ПП; на границе Донецкой области – 3 АПП, 1 железнодорожный  пункт пропуска[13].

Соответствующее число таких пунктов пропуска есть в Российской Федерации на границах с Украиной Брянской, Курской, Белгородской, Воронежской, Ростовской  областей.
Анализ товаропотоков, перемещавшихся грузовым автомобильным транспортом через многосторонние автомобильные пункты пропуска (МАПП) на границей с  Украиной, показал их большую  неравномерность[14].

Естественно, пропускная способность таможенно- логистических терминалов, которые здесь созданы для временного хранения, декларирования  товаров, таможенного и других видов государственного контроля должна быть разной. Согласно принятой классификации складов временного хранения, при пропускной способности ТЛТ свыше 300 транспортных средств, одновременно размещаемых на территории, предназначенной для этих целей ТЛТ относится к 1 категории. При пропускной способности от 50 до 300 транспортных средств ТЛТ считается 2 категории. При пропускной способности от 10.до 50 транспортных средств ТЛТ относится к 3-й категории. Но для того, чтобы установить пропускную способность конкретного ТЛТ, необходимо учитывать тот факт, что на ТЛТ из пункта пропуска будут помещаться только некоторые автомобили из проходящих через АПП. Время пребывания на ТЛТ для разных товаров может быть различным – в зависимости от наличия или отсутствия комплекта документов и сведений, необходимых для предъявления владельцу  склада временного хранения для размещения на ТЛТ, от необходимости и продолжительности совершения грузовых и других операций, формы декларирования, способа предварительного информирования, наличия в СУР сведений о наличии и характере риска, профиля риска, применяемой формы таможенного контроля в зависимости от профиля имеющегося риска, вида, однородности перемещаемых в одной партии  товаров, вида их упаковки, количества партий, необходимости осуществления фактического санитарно- карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля, избранного вида таможенных процедур, применения технологии удаленного выпуска и т.д. Поэтому для оптимизации работы  ТЛТ необходимо разрабатывать типовые  сетевые модели реализации технологий работы должностных лиц таможенных органов и других органов государственного контроля, перевозчиков, таможенных представителей, владельцев СВХ и таможенных складов, входящих в ТЛТ, экспертов и специалистов, привлекаемых для проведения экспертиз, аналогичных моделям, разработанным автором[15].

Необходимо также разработать научно обоснованные, а не субъективно устанавливаемые, нормы времени на выполнение конкретных операций. На этой основе должна быть рассчитана годовая трудоемкость работы по всем видам работ и определена необходимая штатная численность должностных лиц  таможенных и других  органов государственного контроля на ТЛТ, сотрудников СВХ и их  техническая вооруженность. Это позволит превратить сетевые модели в сетевые графики  обработки  каждой партии товара, синхронно работать всем участникам технологического процесса ТЛТ и обеспечить ускорение выпуска товаров. Поступление товара «точно в срок» на предприятия России или Украины обеспечит ритмичность их работы, повысит их заинтересованность в помещении импортируемых товаров из Украины на ТЛТ для скорейшего осуществления таможенной очистки. Вероятно, в этом будут заинтересованы и предприятия Украины, работающие в кооперации с российскими партнерами.

Эффект от применения ТЛТ может быть повышен при тесном взаимодействии таможенных органов России, Украины и других государств, из которых товары перемещаются в Таможенный союз, через его таможенную территорию транзитом. Существующая практика и перспективы такого взаимодействия в вопросах предварительного информирования, проведения экспертиз товаров в ходе их таможенного оформления, решение проблемы ликвидации очередей перед пунктами пропуска и т.п[16]. вселяют надежду, что Россия и Украина найдут пути  дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества в условиях членства во Всемирной торговой организации, СНГ и развития  связей с Евросоюзом, другими странами. Ратификация Украиной договора о зоне  свободной торговли в СНГ, который с 20 сентября 2012г.вступил в силу,[17] является  одним из благоприятных факторов для этого.

 

[1] Энциклопедический словарь таможенных понятий и терминов: Научно- теоретический труд в 8 томах.Т.7/под общ. ред В.С. Чечеватова.М.: Изд-во Российской таможенной академии,2011.С.61- 67
[2] (См.:Таможня.№3(242).Февраль 2010 г.С.15).
[3] (См.:14.Украинская ССР/БСЭ. Третье изд.Т.26.С.543 и др.)
[4] (www. igkiev- alpbach. org. na /tovarnaja- struktura - eksporta i- iporta –ukrainy- k stranam –es/.
[5] См.: Мировая экономика/под ред. А.С. Булатова,2004,с.694
[6] См.: Яцушко А.Н. Экономическая безопасность: таможенный аспект:монография/ А.Н. Яцушко.М.: Изд-во Российской таможенной академии,2012. С.80- 98, 250 – 260 и др..
[7]См. подробнее: Яцушко А.Н. Сельское хозяйство и продовольственная безопасность// Проблемы модернизации и экономической политики России. Экономическая доктрина Российской Федерации/ Материалы Российского научного экономического собрания. (Москва, 19-20 октября 2007г)-М.: Научный эксперт,2008.С.472- 485.
[8] См.: Таможенная служба Российской Федерации в 2008 году.-М.:ФТС,2009. С.12)
[9]См. 6.Кобылянская Л. Экономические отношения России и Украины.Статья в Интернете.Адрес: http://institutiones.com/general/997-ekono...-i-ukrainy.html)
[10] См.: Брянская область – юго-западные ворота России. Справочник.- Брянск: Администрация Брянской области. Отпечатано в типографии «Автограф», 2008.С.17.
[11] См.: Цуканов Г.И. Еврорегион «Ярославна» - перспективная форма пограничного сотрудничества Курской и Сумской областей//http ://forum. euroregion ru… 14.11.2012
[12] ( 6.Кобылянская Л. Экономические отношения России и Украины. Статья в Интернете.Адрес: http://institutiones.com/general/997-ekono...-i-ukrainy.html).
[13]  См. Державна митна служба Украины. Фотоальбом.2012. С. 134 -135.
[14] (19.Материалы Брянской, Курской, Белгородской, Миллеровской,Ростовской таможен ФТС РФ).
[15] См.: Яцушко А.Н. Экономическая безопасность: таможенный аспект; Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике./ Под общей редакцией С.С. Сулакшина.В 5т.-М.:Научный эксперт,2008 и др.).
[16] см. Евсенкин Николай. РОСТЭК на Украине// Таможня.№13(252).Июль 2010.С.14-15; Дудкова Валентина. Совет дает уточнения// Таможня.№15(254).Август 2010.С.14.; Володина Марина. Граница в режиме онлайн. Таможенная структура стала инструментом оптимизации экономики//Российская газета www . rg.ru 5 сентября 2012.Среда.№204(5877).С.А11 и др.)
[17] Украина ратифицировала договор о зоне свободной торговли в СНГ. http://top.rbc.ru/economics/20/09/2012/670586.shtml